В 2012 году инициирован и ежегодно успешно реализуется проект, в котором принимают участие преподаватели нашей школы – «Декабрьский вернисаж» - открытая неделя презентации педагогического опыта МБУ ДО Детской музыкальной школы № 3.
Цель проекта: Распространение педагогического опыта. Демонстрация эффективных инновационных форм и методов работы с учащимися.
Главная идея проекта – обеспечение условий для реализации творческих возможностей преподавателей, создание среды, способствующей самоутверждению личности в активной методической деятельности, что достигается за счет вовлечения преподавателей в активную научно-методическую и творческую деятельность: совместную работу над единой методической проблемой.
Проект направлен на решение актуальных проблем методической работы и привлечения внимания педагогического коллектива к возможности активного саморазвития.
Сущность проекта «Декабрьский вернисаж» отвечает целям современной детской школы искусств, так как является логическим продолжением запланированной научно-методической работы и помогает реализовать на практике творческие возможности преподавателей.
В 2012-2013 и в 2013-2014 учебных годах проект «Декабрьский вернисаж» стал Лауреатом и обладателем сертификата тольяттинских педагогических ассамблей.
Единая методическая тема года определяется согласно с целями и задачами модернизации образования исходя из целей и задач учреждения, задач научно-методической службы и результатов мониторинга.
Исследование единой методической темы - центральное звено в научно-методической работе учреждения. Изучение проблемы системно и на различных уровнях способствует повышению педагогического мастерства преподавателей и совершенствованию образовательного процесса.
В подготовке мероприятий проекта участвуют преподаватели всех отделений школы. В рамках проекта сложилась определенная система подготовки и проведения методического мероприятия, которая включает следующие этапы:
- разработка (определение проблемы, целей, задач и формы проведения педсовета);
- подготовка (взаимопосещение уроков, обсуждение проблемы на заседаниях отделов, заседании методического совета, создание творческих и исследовательских групп, коллективное обсуждение вопросов на основе работы проблемных групп, работа над темами самообразования, обобщение и представление результатов коллегам);
- проведение мероприятия;
- рефлексия (анализ на административном совещании, оформление решений и рекомендаций).
Организует и координирует работу педагогического коллектива методический совет под руководством автора проекта - заместителя директора Е. В. Нироновой и методиста Е. В. Ветровой.
Как показала практика, подобная система организации, подготовки и проведения мероприятий оптимальна и эффективна.
Формы проведения мероприятий весьма разнообразны: открытые уроки, мастер-классы, открытые заседания отделов, концерты класса, тематические концерты, презентации сборников, образовательных программ и учебно-методических комплексов.
Вот несколько фотографий наших мероприятий:
Открытое заседание отдела народных инструментов на тему: «Методы работы с проблемными учащимися». Поиск инновационных подходов к обучению игре на народных инструментах.
Художественно-методическое сообщение-презентация на тему: «К юбилею Глена Гульда. Иной взгляд на суть аккомпанемента в интерпретации Г. Гульда»
Открытое заседание отдела струнно-смычковых инструментов на тему: «Струнный отдел ДМШ № 3 вчера, сегодня и завтра». Некоторые вопросы преемственности и поиск инновационных подходов к обучению игре на струнных инструментах.
Открытый урок по композиции Е. В. Нироновой на тему: «По ступенькам мастерства…» Индивидуальный подход к обучению композиции на начальном этапе.
Презентация I тома сборника сочинений учащихся класса композиции «Юные композиторы – юным музыкантам» и открытый концерт класса комопзиции Е. В. Нироновой.
Презентация учебно-методического комплекса по предмету «Композиция».
Концерт учащихся класса специального фортепиано Е. А. Белковой. Творческий проект «Елена Белкова и ученики». Тематический концерт «От Баха до наших дней».
Открытый концерт класса академического вокала С. И. Колчановой «Когда поёт душа…» Роль индивидуального подхода к подбору концертного репертуара для учащихся младших возрастных групп и групп общего музыкального развития.
Тематический концерт «Камерная музыка эпохи классицизма» (с участием учащихся и преподавателей отделов специального фортепиано, струнно-смычкового и академического вокала)
Открытый урок по музыкальной литературе Р. Р. Ахмеровой на тему: «Романтик ушедшей эпохи». Обзор творчества С. В. Рахманинова – представителя позднего русского романтизма.
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 210-летию со дня рождения М. И. Глинки «Живой родник русской музыки…».
Открытый урок по предмету «Композиция» на тему: «Секреты гармонических красок. Выразительные возможности ладов народной музыки при сочинении программных произведений».
Презентация II тома сборника произведений учащихся класса композиции «Юные композиторы – юным музыкантам» и открытый концерт класса композиции Е. В. Нироновой.
Открытый урок по предмету «Развитие музыкальных способностей» с учащимися отделения раннего эстетического развития на тему: «Первые шаги в музыке. Некоторые эффективные формы и методы работы с учащимися 5 лет».
Открытое заседание отдела народных инструментов на тему: «Внедрение новых технологий в обучении игре на народных инструментах и их популяризации на современном этапе».
Целью всех мероприятий является распространение педагогического опыта и демонстрация эффективных инновационных форм и методов работы с учащимися групп общего музыкального развития, младших возрастных групп и одарёнными учащимися.
В ходе реализации проекта преподаватели проявляют хорошие организаторские способности, находчивость и изобретательность в выборе форм, средств и методов презентации педагогического опыта.
Мероприятия проекта становятся ежегодными Лауреатами и Дипломантами конкурсов педагогического мастерства.
Реализация проекта позволяет решить следующие научно-методические проблемы:
- проблему организации совместной научно-методической и творческой работы школы;
- проблему обобщения и распространения педагогического опыта преподавателей;
- проблему активности участия преподавателей в конкурсах профессионального мастерства;
- проблему разработки авторских учебно-методических материалов и модернизации образовательных программ;
- проблему повышения квалификации педагогических кадров;
- проблему массового участия преподавателей в проектных мероприятиях муниципального уровня.
Благодаря реализации проекта были решаются не только научно-методические, но и сопутствующие психолого-педагогические и технические проблемы:
- проблему неудовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
- проблему отсутствия творческой инициативы у педагогических работников;
- проблему сложности профессиональной самооценки преподавателя и взаимоотношений с учащимися;
- проблему оформления и презентации авторских научно-методических материалов.
Подводя итоги, хочется повторить основную мысль, что именно от совместной активной научно-творческой работы зависят развитие и достижения педагогического коллектива и учреждения в целом.
В результате продолжения ежегодной реализации проекта «Декабрьский вернисаж» ожидается повышение активности преподавателей в профессионально-творческой деятельности.
Проект "Декабрьский вернисаж" стал Лауреатом I степени XXI межрегионального конкурса профессионального мастерства в сфере художественного образования "Волжский проспект".